Маленькие дети – народ непоседливый и любознательный, им на месте не сидится. Первый попавшийся предмет они могут превратить в игрушку, а их выдумкам нет предела. Чужая кошка или собака кажется им лучшим другом, как же с другом не поиграть. При такой бурной жизнедеятельности детские руки не могут долго быть чистыми.
Каждый взрослый из своего детства помнит фразу: «Чистота – залог здоровья». Никто из взрослых не сомневается, что грязные руки – прямой путь к болезням. Такая простая и вместе с тем очень необходимая привычка мыть руки должна укорениться в сознании ребенка с раннего детства. Чистые руки помогут избежать множества кишечно-инфекционных заболеваний, которые часто попадают в рот ребенка посредством грязных рук. Мытье рук – первая линия обороны от заражения ребенка глистами. Среди заболеваний, которые принесут в дом грязные руки, есть и такие как бронхит, менингит, вирусный гепатит, грипп.
Лучше потратить несколько минут своего времени на мытье рук, чем долго лечиться.
Действия родителей при обучении мыть руки
Начинать надо с самого раннего возраста. Купая грудного малыша, необходимо добиться того, чтобы ребенок положительно реагировал на контакт с водой и получал удовольствие от купания. Нужно плескать водичкой на ребенка и обязательно полоскать ему ручки. Так ребенок привыкает к ощущению мытья рук.
Когда ребенок начинает уверенно ходить, с ним надо приходить в ванную комнату и помогать мыть руки. При этом надо приговаривать, что пальчики и ручки должны быть чистыми. Можно намыливать ладошки, показывать, какие могут быть мыльные пузыри.
Лучше это делать мылом в форме зверушки или какой-нибудь игрушки.
С трех лет мытье рук доверяют делать ребенку самостоятельно.
Пусть обучение проходит в легкой и непринужденной атмосфере, а не в форме нравоучений и нотаций. Дети делают охотно то, что им нравится. Взрослый член семьи должен продемонстрировать всю процедуру мытья рук: намылить ладони рук с внутренней и внешней стороны, хорошо потереть одну ладонь о другую, повторить эту процедуру в течение 20 секунд. Вымыть необходимо пространство между пальцами и место под ногтями, именно там собирается большая часть микробов. Затем надо хорошо сполоснуть руки и вытереть начисто полотенцем.
Мыть руки ребенок должен первое время под присмотром взрослых, иначе он может испугаться и специально перестанет это делать.
Руки мыть ребенок должен в комфортной обстановке: рядом с умывальником должен стоять устойчивый табурет, если нет низкого умывальника.
На краны необходимо поставить ограничители – вода не должна быть слишком горячей или слишком холодной.
Надо положить возле умывальника красивое и яркое мыло. Оно должно вкусно пахнуть, быть нежным и не пересушивать детскую кожу.
Стоит проявить фантазию и красиво украсить место, где малыш учится мыть руки. Например, над умывальником можно повесить красивую картинку из сказки «Мойдодыр». Кстати и почитать ребенку эту книжку будет не лишним. Картинка должна вызывать у ребенка желание быть чистым и опрятным. Возле умывальника надо повесить полотенце для ребенка, оно должно быть пушистым, ярким, с красивым детским рисунком
Ребенок должен знать, что это его полотенце, что каждый раз после мытья рук их надо вытирать полотенцем.
После того как ребенок помыл руки, его надо обязательно за это похвалить.
Каждый взрослый член семьи должен подавать наглядный пример малышу. В этом возрасте дети склонны повторять многие вещи за взрослыми. Ребенок должен видеть, что все взрослые по мере необходимости тщательно моют руки.
Специалисты советуют разучить с малышом короткую песенку и петь ее во время мытья рук, так ребенок будет ориентирован во времени – сколько времени ему стоит мыть руки. Песенка должна длиться около 20 секунд.
Можно нарисовать картинку, где будет видна последовательность, что и как должен делать ребенок во время мытья рук.
Если намечается поездка в отпуск, и в дороге нет возможности соблюдать правила гигиены, необходимо взять с собой в дорогу антибактериальный гель, который предохранит детские руки от микробов.
Взрослые и дети должны руки мыть:
- перед приготовлением пищи, во время еды и после приема пищи,
- после чистки носа, протирания глаз,
- после ухода за больным человеком,
- после посещения туалета,
- после прихода с улицы,
- после уборки помещения,
- после контакта с предметами, побывавшими в чужих руках.
К четырем годам мытье рук должно стать у ребенка полезной привычкой, ребенок должен уметь делать это самостоятельно. Но, если это не так, можно потратить еще один год для того, чтобы иногда подсказать малышу, как и что делать лучше.
Не стоит пренебрегать несложными правилами личной гигиены – несколько минут, потраченных на регулярное мытье рук, уберегут от визитов к врачу.