Оценить хорошего доктора может только другой доктор и время. Причем время – лучший оценщик. Тем не менее, для того чтобы по крайней мере пройти обследование или получить консультацию, подчас приходится выбирать специалиста, руководствуясь советами друзей, знакомых и коллег.
Пациенты, оценивая врача, очень часто подходят к этому с человеческой, непрофессиональной точки зрения. Если врач достаточно душевный, общительный, заботится о пациенте, то его называют хорошим. Насколько он компетентен, есть ли у него талант – это может оценить только тот, кто хорошо разбирается в медицинской среде.
Разумеется, доверие к врачу – это многое.
Если человек не доверяет своему доктору, то лучше для самого пациента и врача, если они расстанутся. Ничего хорошего без доверия не будет. Однако, несмотря на всю пользу доверия, в квалификации врача все-таки нужно убедиться, особенно если речь идет о лечении в частном секторе.
Доктор, имеющий приличную квалификацию, сам с удовольствием покажет вам свои лицензии и сертификаты. Полагаться на рекламу не стоит. Многие клиники рекомендуют своих специалистов. Однако насколько это правда – нужно удостовериться лично.
Ни один врач не будет заявлять о своем всемогуществе. И тем более не станет заниматься рекламой каких-нибудь курортов или санаториев. Врач, который продает, это скорее бизнесмен, чем доктор. Распространять через пациентов БАДы приличный доктор тоже не станет.
Есть такое понятие, как клинический кругозор, которое вызывает споры и разногласия.
Должен ли врач иметь обширные медицинские познания, или же ему необходимо быть в первую очередь узким специалистом? На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Ведь и узкие специалисты имеют базовые знания в своем образовании. Однако охватить все специализации и овладеть ими в совершенстве невозможно. Поэтому стоит сказать, что определенный базовый кругозор у доктора быть должен. Однако самое главное, чтобы он хорошо работал в своей области.
Ученые степени – не такой значимый показатель, как опыт. Хотя есть прекрасные врачи и в 30 лет. Однако опыт и практика дают возможность сопоставлять и анализировать. Есть еще такое понятие, как призвание. Точно охарактеризовать это определение нельзя. Просто есть такое явление, когда человек словно родился для этой профессии. И если профессия любимая, то все получается просто замечательно.
Если врач получил высокую оценку от другого врача – это говорит о многом.
За последнее время медицина перешла в коммерческую область, поэтому никто обычно не рекомендует конкурентов. Однако время от времени все-таки случаются такие прорывы.
У высококлассного специалиста всегда есть клиенты. Слухи о таком профессионале распространяются при помощи сарафанного радио. Поэтому иногда все-таки стоит прислушаться к тому, что говорят вокруг. Конечно, для пациентов важно, чтобы доктор был вежлив и работал безболезненно. Однако когда кто-то вылечился гладко и без осложнений от тяжелого заболевания – это обязательно станет известно.
Обычно пациенты ищут не клинику, а врача. Это в порядке вещей, когда человек хочет лечиться у того, кому доверяет. Частных поликлиник сегодня много, и сервис практически везде достаточно привлекательный. А вот может ли клиника похвастаться специалистом – не факт. В Европе это общепринято. Клинику обычно представляет врач. Когда кто-то отправляется на лечение за границу, то обычно ему уже известно, кто конкретно будет его лечить. Более того, как правило, именно специалист и привлекает клиентов.
У нас долгое время в стране особого выбора не было. Однако даже в России известны случаи, когда люди меняли место жительства, чтобы оказаться приписанными к поликлинике, где работает знаменитый специалист.
Среди врачей есть свои подразделения. Обычно терапевт менее «звездная» профессия, чем какая-нибудь узкая область. Тем не менее, терапевты тоже должны быть достаточно квалифицированы. Им, конечно, проще привлечь вежливостью и добрым отношением. В сложных случаях за дело возьмется узкий профессионал. Однако в идеале общий врач с хорошей подготовкой может вовремя распознать болезнь, чтобы предотвратить катастрофу.
При опросе пациентов, какие конкретно качества для них важны в докторе, прозвучали такие варианты:
1. Вежливость и доброе отношение.
2. Насколько лечение помогает.
3. Не продает ли врач какие-то «левые2 препараты.
4. Насколько врач может объяснить пациенту, что с ним, причем так, чтобы последний понял.
Последний вариант действительно значим. Вряд ли человек хотел бы оставаться в неведении и оставлять все на волю врача, как бы он ему не доверял. Врач обязательно должен быть достаточно честен и говорить с пациентом на его языке о возникшей проблеме. Скрывать от больного тяжелое положение дел – не лучший вариант. Только открытость и доверие, когда врач и пациент работают вместе, способно принести пользу.