Аутизм – психическое заболевание, формирующееся у детей в возрасте до трех лет.
Окончательный диагноз может быть поставлен только по достижению этого возраста, но заметить нарушения психического развития можно гораздо раньше.
Типичными признаками аутизма являются общие нарушения развития: отсутствие интереса к окружающему миру, боязнь перемен и других людей, молчаливость.
Иногда развитие болезни сопровождается также нарушениями речи и умственной отсталостью. Нормально же развивающийся ребенок обычно в этом возрасте улыбчив, весел и разговорчив, активно проявляет интерес к окружающим людям и предметам.
Обнаружение и подтверждение диагноза «аутизм» иногда бывает затруднительно даже для опытного специалиста, так как признаки этого отклонения весьма похожи на симптоматику других детских заболеваний.
Для точного установления диагноза необходимо тщательное обследование и его анализ, а также длительное наблюдение за поведением и коммуникативными навыками ребенка.
Зачастую необратимые нарушения психологического состояния ребенка наступают в результате несвоевременного обращения его родителей к специалисту.
Еще до достижения ребенком полутора лет можно заметить первые признаки начинающегося отклонения. Шансы на излечение пропорциональны срокам обращения к врачу.
Успешная социальная адаптация ребенка, больного аутизмом, возможна. Все зависит от степени выраженности патологии, а также важна реакция родителей на неутешительный диагноз.
Именно их целеустремленность, терпение и вера в собственные силы и возможность излечения порой творят невозможное.
Есть люди (как правило, с тяжелыми формами болезни), которые нуждаются в постоянной опеке всю жизнь.
Также есть и люди, страдающие аутизмом, которые ведут активный образ жизни, добиваются успеха в карьере и семейной жизни, рожают здоровых детей.
Случаи детского аутизма всегда уникальны и требуют индивидуальной схемы коррекции заболевания, составленной опытным специалистом на основании подробных данных об истории болезни.
Иногда требуется медикаментозное лечение, но, чаще всего, ведущую роль в излечении играет психолого-педагогическая работа.
Лучше всего, когда реабилитация проводится совместно с участием специалистов разного профиля: психиатра, дефектолога, психолога, а также при хорошей родительской поддержке.