Одним из современных методов ведения предпринимательской деятельности считается франчайзинг.
Это некая система взаимоотношений, в которой одна из сторон предоставляет другой стороне возмездное право действовать от своего имени.
Сторона, предлагающее такое право, называется франчайзером, а сторона, принимающая его – франчайзи.
Предметом франчайзинга могут быть различные сделки: продажа товара, реализация услуг.
Цель франчайзинговых операций – расширение рынка сбыта товаров или услуг с целью получения прибыли обоими участниками такой сделки.
Франчайзинг предполагает использование какого-то конкретного товара (или услуги).
И этот товар имеет следующие свойства:
-
Его отличает знакомая многим торговая марка, известный бренд;
-
Товар обладает ограниченной номенклатурой.
В системе франчайзинга признаются следующие объекты:
-
Продукт, товар, изделие – то, что имеет в своей основе материальную форму;
-
Какая-либо услуга;
-
Определенный производственный процесс со своим циклом;
-
Бизнес-процесс – совокупность финансовых, управленческих, организационных и коммерческих действий;
-
Комплекс – это совокупность объектов, перечисленных выше. В комплекс могут входить как два-три простых объекта, так и более.
Договор франчайзинга называют франшизой. В франчайзинговой сделке, как уже говорилось выше, присутствует как минимум две стороны.
В роли франчайзера может выступать какая-либо достаточно крупная фирма (холдинг, корпорация), обладающая известным брендом и популярной торговой маркой. Эту фирму также отличает высокий статус и положительный имидж на рынке потребителей.
По условиям франшизы данная компания предоставляет на возмездной основе франчайзи (принимающей стороне) право действовать от своего имени. Франчайзи чаще всего это небольшая коммерческая фирма, а может, индивидуальный предприниматель.
Они приобретают возмездное исключительное право на ведение какой-либо коммерческой деятельности под хорошо зарекомендовавшей себя торговой маркой франчайзера.
Все сложные моменты и условия, а также срок действия этого права определяются договором франшизы. В результате заключенного договора франчайзи выступает как бы представителем франчайзера, продавая под его торговой маркой товар или оказывая определенные услуги.
Часто такая практика встречается в туристическом бизнесе. Турагент выступает в роли франчайзи, а туроператор – в роли франчайзера.
Франчайзер в системе может быть исключительно один. А вот франчайзи в одной системе франчайзинга может иметься несколько.
Справедливости ради стоит заметить, явление франчайзинга достаточно новое и не привычное пока еще для русского уха. Отечественное законодательство, например, практически не определяет понятие «франчайзинг».
В гражданском кодексе имеет место понятие коммерческой концессии, и именно с этой позиции определяются правовые обоснования договоров франшизы.
К сожалению, всем в мире давно известно, насколько неуважительно в России относятся к интеллектуальной собственности.
Пока еще эта проблема не нашла однозначного решения, однако первые шаги в этом направлении уже сделаны.