Профессия учителя предполагает выполнение большого количества обязанностей.
Основные из них следующие:
1. Организация и проведение уроков.
Принцип построения модели урока учителем должен быть такой, чтобы информативность при изучении новой темы в рамках предмета была обязательной, равно как и повторение, закрепление пройденных на предыдущих уроках тем. Также обязателен контроль степени освоения предмета учениками.
Учитель выставляет оценки и организует в случае необходимости самостоятельную работу учеников.
2. Проверка домашних, контрольных и самостоятельных работ учеников также является непременной профессиональной обязанностью учителя.
3. Некоторую часть своего рабочего времени учитель отводит на подготовку к проведению уроков.
Хороший учитель всегда подготовлен к своему уроку, собран, у него по любой теме есть заранее отобранные пособия, фото или видео пособия на тему проводимого урока, тесты или вопросы для самостоятельных и контрольных работ, задания (групповые или индивидуальные).
4. На практике учитель также немало времени уделяет воспитательному процессу учеников, даже если он не является классным руководителем.
В качестве классного руководителя педагог практикует проведение с детьми интересных тематических мероприятий, каких-то поездок или походов с культурно-оздоровительными целями.
Также учитель работает с «трудными» детьми, с их семьями.
Подготовка к родительским собраниям и их проведение – еще одна обязанность учителя. Равно как и участие в педсоветах.
Статистика показывает, что, собственно, на проведение уроков уходит 50-60 процентов рабочего времени учителя.
Чтобы быть успешным в своей профессиональной деятельности, учителю должны быть присущи как высокий уровень интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностей, так и ряд личностных качеств, без которых работа учителем не способна показывать высокий уровень результативности.
Помимо обладания уникальными знаниями по преподаваемому предмету и владения современными методами обучения, учитель должен уметь и любить общаться с детьми. Учителем с большой буквы педагог может стать лишь по призванию.
Современная система образования с присущей ей компетентностью и умением проведет обучение молодежи, которая желает стать учителями.
Но сначала будущий студент должен сделать выбор в пользу одного из форматов преподавания. Человеку, обожающему возиться с малышами, есть смысл получить образование воспитателя детского сада и работать среди малышей. Этому в настоящее время обучают в педагогическом училище или педагогическом ВУЗе.
Если кому-то интересно преподавать для более взрослой аудитории – студентам в институте, университете, академии – то неплохо было бы, кроме диплома высшего учебного заведения и аспирантуры, обзавестись научной степенью или званием (доцент, кандидат наук, старший преподаватель и т.д.)
Гораздо сложнее стать успешным бизнес-тренером.
Хотя наличие профильного образования приветствуется в этой среде, на самом деле этому направлению нигде не обучают серьезно. Диплом ВУЗа с квалификацией бизнес-тренера получить нереально.
Поэтому все зависит от желания стать престижным бизнес-тренером и обладания некоторыми качествами: знанием азов психологии, умением убеждать, много, интересно и понятно говорить, отвечать на вопросы сходу и прочие.
Обладая всем этим багажом, можно стать вполне востребованным специалистом в области бизнес-тренинга или консультирования (коуча).
И эти достижения по праву называют пиком карьеры преподавателя.