Ребёнок, лишённый слуха от рождения — печаль для родителей.
Но так как они являются с момента рождения единственными близкими проводниками в безмолвном мире, на них лежит огромная ответственность.
Глухие и слабослышащие дети нуждаются в особом родительском подходе, а ещё больше — в правильном отношении к воспитанию и развитию такого ребёнка.
Всё общение и взаимодействие глухих детей с родителями, воспитателями и сурдопедагогами базируется на обострённых органах чувств за исключением слуха. Когда одно из ощущений у индивида блокировано, организм запускает механизм компенсаторых возможностей ощущений.
Иными словами, отсутствие слуха компенсируется усиленным, обострённым чувством зрения, обоняния и осязания. Многие родители допускают серьёзные ошибки в методах общения с подобными детьми.
К примеру, вопрос пробуждения ребёнка от сна.
Для взрослых людей, страдающих глухотой, медицинской промышленностью сейчас выпускаются специальные будильники, другие устройства, действующие как раз по принципу компенсаторных возможностей ощущений.
Принцип действия таких устройств базируется на процессе сильной вибрации, которую чутко улавливают глухие люди, и могут даже проснуться от вибрации. Для маленьких детей это устройство не является подходящим.
В известной книге Ольги Скороходовой, кандидата филологических наук, слепоглухонемой с пятилетнего возраста «Как я ощущаю и воспринимаю окружающий мир», описан случай её пробуждения от... запаха. Именно запах, который чутко уловила спящая девушка, разбудил её и даже дал понимание того, кто именно подошёл к её постели.
Вот именно это — узнавание — лежит в основе работы и взаимодействия с глухими детьми с самого момента рождения.
Ребёнок «узнаёт» маму и папу, в том числе, по исходящему от них запаху. И в некоторых случаях может проснуться просто от того, что мать подошла к кроватке. Но это происходит, если у мамы стереотипные парфюмерные запахи, постоянно один вид ароматических веществ, который запоминает ребёнок.
Но это — частности.
Некоторые непросвещённые родители, читая советы дилетантов, будят глухих детей направлением на них рассеянной струи воздуха из пульверизатора, или же дёргают за привязанную к ножке верёвочку, пытаясь таким образом закрепить условный рефлекс пробуждения.
Часто используют вибрационную побудку — начинают покачивать кроватку или топать ногой возле неё. Всё это для детей является сильными раздражителями, которых по возможности следует избегать.
В случае с маленькими детьми побудка должна строиться только на осязательных сигналах. Мягкое, нежное прикосновение, поглаживание малыша, лёгкое касание чувствительной кожи в области шеи, затылка, лба.
Дети различают родителей и по поверхности ладоней, их касающихся, и даже качество ткани, из которых изготовлена одежда.
Осязательные сигналы в данном случае заменяют слуховые, и ребёнок просыпается без стресса, а с ощущениями приятных эмоций родительских прикосновений.